С РАСПРОСТРАНЕНИЕМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ЛЮДИ СТАЛИ НЕ ТОЛЬКО БОЛЬШЕ ФОТОГРАФИРОВАТЬ, НО И ПЕЧАТАТЬ ФОТОГРАФИИ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ, И ХОТЯ ЦИФРОВЫЕ ФОТОГРАФИИ МОЖНО ПРОСМАТРИВАТЬ НЕ РАСПЕЧАТЫВАЯ, МНОГИЕ ПО-ПРЕЖНЕМУ ХОТЯТ ИМЕТЬ ФОТОСНИМКИ В БУМАЖНОМ ИСПОЛНЕНИИ. ЧТО ЖЕ СЕГОДНЯ ПРЕДЛАГАЮТ ФОТОЛЮБИТЕЛЯМ ПРОИЗВОДИТЕЛИ ФОТОБУМАГИ, В ЧЕМ ПРЕИМУЩЕСТВО КАЖДОГО ВИДА И НАСКОЛЬКО ПЕРСПЕКТИВЕН ЭТОТ РЫНОК?
Домашняя фотопечать становится все более доступной по цене, а качество товаров, в первую очередь фотобумаги, становится все выше, да и ассортимент весьма разнообразен. По фактуре, плотности, размеру и фотолюбитель, и профессионал найдут именно то, что им нужно.
Потенциально сегмент бумаг для цифровой полиграфии очень высок, но в нашей стране уровень продаж фотобумаги невелик: объем этого сектора в России не превышает трех тысяч тонн в год. Причем через канцелярскую розницу, по словам Дмитрия Мацкуляка, представителя компании Lomond в России и странах СНГ, реализуется всего 10%. Что же касается материалов для профессиональной печати, то для них основным каналом сбыта по-прежнему остается опт.
«Основная особенность данного рынка — ориентация как на фотопрофессионалов, так и на домашних пользователей, поэтому каналы сбыта продукции различны: федеральные розничные сети, магазины фототоваров, магазины офисных принадлежностей. Компания Canon производит огромный спектр фотобумаги различного формата (от 2x3 см до АЗ + ), плотности, покрытия (глянцевая, полуглянцевая, матовая, полуматовая, художественная, для документов и т. д.)», — говорит Михаил Панов, менеджер по развитию бизнеса, компания Canon North-East.
Ситуация на рынке специальных бумаг кардинально отличается от ситуации на рынке офисных бумаг. В этом сегменте рынка подавляющее большинство занимают импортные марки. У нас в стране было предпринято несколько попыток открыть отечественное производство специализированных видов бумаг, однако их доля на российском рынке незначительна, что вполне закономерно. Порог входа на рынок здесь очень высок, что связано, прежде всего, с очень дорогим оборудованием. Его стоимость исчисляется десятками, а то и сотнями миллионов долларов. Однако кроме оборудования, решающую роль в производстве играют технологии. Самые качественные и успешные на мировых рынках виды специальной бумаги производят те предприятия, которые находятся в постоянном и тесном сотрудничестве с OEM-производителями. Для производства качественной специальной бумаги нужно заблаговременно знать в понимать, в каком направлении развивается та или иная технология печати, то есть участвовать в разработке технологии совместно с OEM-производителями. Кроме того, чтобы представить хоть сколько-нибудь достойную конкуренцию зарубежным маркам, необходимо предложить как минимум 20-30 видов спецбумаг, в то время как обычным офисным бумагам для выхода на рынок достаточно иметь ассортимент в один-два вида. По мнению Дмитрия Мацкуляка (компания Lomond), такие вложения в России не могут окупиться в ближайшие 10-12 лет, даже если исходить из объемов всего российского рынка. Поэтому какую-либо значительную конкуренцию импортным специальным бумагам отечественные аналоги в настоящее время составить не могут.
Тем не менее, отечественные производители «Гознак», «Славич» представляют на рынке продукцию собственного производства, которая пользуется стабильным спросом. «Уникальное оборудование Санкт-Петербургской бумажной фабрики «Гознака» позволяет выпускать бумагу практически любой степени сложности. В последнее время акцент делается на разработку новых перспективных видов продукции», — говорит Татьяна Долгова, менеджер по маркетингу Санкт-Петербургской бумажной фабрики «Гознака».
По словам специалистов фабрики, при разработке бумаги Betankyr большое внимание было уделено повышению свойств сохранности изображения при длительном хранении. При печати цифровых фотографий на бумаге получаются великолепные, с тщательной проработкой деталей реалистичные и насыщенные цветом отпечатки с точным воспроизведением всех цветовых оттенков.
Однако, как отмечают специалисты компании «Бюрократ», «российский рынок фотобумаги существенно отличается от западного, который ориентирован на фотобумагу класса А, и основными поставщиками которой являются HP и Epson. Для нашего покупателя приоритетом при выборе бумаги является цена, в связи с чем наибольшим спросом в нашей стране пользуется бумага Lomond с идеальным для нашего покупателя соотношением цена-качество».
Рынок фотобумаги является частью рынка специальных бумаг, но уже не зависит от рынка расходных материалов для принтеров, оргтехники или офисных шмат. На сегодняшний день существует множество совместимых бумаг. Производители зачастую указывают на упаковке, для какой марки принтеров подходит именно эта бумага. По словам специалиста компании Avery weckform, именно совместимость с принтером является определяющей при выборе бумаги. Тем не менее, Canon, например, не гарантирует точность цветопередачи при использовании бумаги других марок при печати оборудовании Canon. Такие же рекомендации дают и остальные производители техники и расходных материалов, в том числе и бумаг.
«Ассортимент фотобумаг подразделяется на профессиональный и потребительский. К профессиональному относятся холсты и баннеры, которые используются рекламными агентствами и фотолабораториями. Основу потребительского ассортимента составляет в первую очередь фотобумага для струйной печати», — говорит Елена Милехина, компания «Бюрократ».
Качество или долговечность?
Любую бумагу, имеющую специальное покрытие, удерживающее чернила от растекания, называют фотобумагой.
«В компании Avery Zweckform применяют следующую классификацию: офисная бумага формата А4 без покрытия; бумага для струйной печати повышенной белизны плотностью 100 г/м2 с одним удерживающим слоем, обеспечивающая разрешение 1 280 dpi; матовая одно- и двусторонняя фотобумага повышенной белизны плотностью от 90 до 200 г/м , обеспечивающая фотореалистичное качество изображения с разрешением 4 800 dpi; глянцевая фотобумага с покрытием Premium glossy плотностью от 90 до 230 г/м , обеспечивающая фотореалистичное качество изображения с разрешением 5 760 dpi. К самым качественным относится микропористая фотобумага плотностью от 250 до 300 г/м , которая имеет семислойное покрытие, бриллиантовую белизну и гарантирует максимальное на сегодняшний день разрешение в 9 600 dpi», — говорит Олеся Цурган, менеджер по маркетингу компании Avery Zweckform.
Важным качеством для фотобумаги является устойчивость к свету, влажности и механическому воздействию. Стоит также помнить, что у некоторых видов бумаги есть срок годности, по истечении которого качество фотоснимков уже никто не гарантирует. «Профессиональная фотобумага состоит из бумажной или полимерной основы (подложки) и нанесенного на нее тонкого слоя светочувствительной эмульсии. Сначала негативный материал экспонируется на бумагу контактным или проекционным способом. Затем проводится химико-фотографическая обработка отпечатка. При печати на струйном принтере изображение создается путем напыления на бумагу микроскопических капелек чернил, которые разбрызгивает печатающая головка принтера. Некоторые отличия по качеству пока все-таки сохраняются: мокрая лабораторная печать, выполненная на профессиональной фотобумаге с использованием химических процессов, конечно, дает более качественный результат, чем печать сублимационная или струйная. Однако сублимационная и струйная печать, выполненная на потребительской фотобумаге в домашних условиях незначительно или практически визуально неотличима для большинства потребителей от отпечатков сделанных на профессиональной бумаге в фотолаборатории», — говорит Елена Милехина.
Попасть в формат
Несмотря на разнообразие, которое царит на рынке фотобумаг, самыми популярными форматами как среди совместимых, так и среди оригинальных бумаг являются фотобумаги формата 10x15 и А4. По словам Олеси Цурган, 60% рынка приходится на формат 10x15, второе место по популярности занимает формат А4 (35%), а на третьем — A3, A3 +. «Темпы роста оцениваются в 25-30%. Рост рынка связан с увеличением объемов продаж принтеров, доступностью расходных материалов и цифровых фотоаппаратов», — говорит Олеся Цурган.
«По мере того, как будет развиваться экономика России, расти рынок цифровой полиграфии и фотопечати, будет расти и потребление специальных бумаг вообще и фотобумаги в частности», — утверждает Дмитрий Мацкуляк.
«Гознак»
Санкт-Петербургская бумажная фабрика «Гознака» представляет на российском рынке универсальную матовую фотобумагу для печати на струйных принтерах торговой марки Betankyr. Перед запуском в промышленное производство фотобумага была протестирована в нескольких независимых лабораториях и показала превосходные результаты: качественную цветопередачу и цветовую насыщенность, возможность печати с высоким разрешением, высокую стойкость изображения, — быстрое высыхание чернил на поверхности, минимальное впитывание влаги окружающей среды, отсутствие набухания. Бумага не бликует; не содержит примесей и отличается абсолютной экологической безопасностью.
Сфера применения фотобумаги — полноцветная цифровая печать высококачественных цифровых фотоснимков, панорамных снимков, рекламных и презентационных материалов на струйных фотопринтерах.
В 2007 году Санкт-Петербургская бумажная фабрика «Гознака» представила универсальную фотобумагу глянцевую одностороннюю Betankyr, которая имеет покрытие нового поколения Photo Cast и по качеству относится к классу Premium. Всего было представлено четыре разновидности бумаги по массе: 160, 190, 210 и 253 г/мА Бумага выпущена в упаковке по 50 и 30 листов формата А4 и формата 10x15 см.
Глянцевая фотобумага Betankyr применяется для полноцветной струйной печати водорастворимыми и пигментными чернилами с разрешением до 5 760 dpi. Подходит для профессиональных и любительских фотоснимков высокого качества. Бумага предназначена для использования во всех моделях струйных принтеров, представленных на российском рынке.
Фотобумага Betankyr прекрасно подходит для работы в офисе: клиенты и партнеры оценят качество презентационных материалов и документов.
Avery Zweckform
На каждой пачке Avery Zweckform стоит знак гарантии совместимости со всеми принтерами ведущих производителей: Canon, Epson, HP, Lexmark. Под маркой Avery Zweckform представлены три типа фотобумаги: матовая, глянцевая и сатин.
Микропористая фотобумага Avery Zweckform поддерживает максимальное разрешение в 9 600 dpi. Фотобумага Avery Zweckform обладает самым высоким показателем белизны, а значит, что все белые детали: снег, подвенечное платье и улыбки получатся на этой фотобумаге по-настоящему белоснежными.
Специалисты Avery Zweckform разработали и ввели уникальный контрольный белый слой: свет проходит через изображение, отражается от белого слоя и «подсвечивает» изображение с обратной стороны. Поэтому снимки на фотобумаге Avery Zweckform имеют яркие и сочные цвета.
Lomond
Ассортимент фотобумаги компании Lomond составляет более тысячи позиций. Компания Lomond представляет самоклеящиеся бумага (Self-Adhesive Photo Paper). Самоклеящаяся бумага для струйной печати имеет деления, точно повторяющие И стандартные для России сантиметровые форматы: 18x24,13x18, 10x15,9x13, 6x9, 4x5 и 3x4 см. Материалы представлены в двух и трех вариантах: с матовой, шелковисто-матовой и глянцевой поверхностью.
Fine Art Laser Paper Parchment от компании Lomond — это двусторонняя матовая бумага для художественной фотопечати на лазерных принтерах, специальная пропитка которой обеспечивает высокое качество отпечатков. Бумага предназначена для изготовления копий картин, художественных фотографий для музеев, картинных галерей и выставок, а также украшения интерьера дома, офиса, кафе и ресторанов.
В отношении глянцевых бумаг формата А4 теперь можно говорить об условном понятии «зеркальная глянцевость». Это бумага эконом-класса, позволяющая получать качественную печать на струйных принтерах с использованием пигментных чернил.
Широкоформатные материалы для сольвентной и экосольвентной печати Lomond предназначены для изготовления баннеров и рекламных вывесок при оформлении интерьеров магазинов и студий. Их главным преимуществом является устойчивость к различным погодным явлениям, а короткое время высыхания дает возможность проводить печать на невпитывающих поверхностях.
Текст: Наталия Кулышева
|
Журнал «Канцелярское дело» №12 |
|