Вы здесь
Каталог товаров
- Принтеры
- Универсальные
- Струйная печать
- Широкий формат
- Чернила New Line
- Для водорастворимых и пигментных чернил
- Для сольвентных чернил
- Для экосольвентных чернил
- Для латексных чернил
- Для UV чернил
- Лазерная печать
- Матричная печать
- Сублимация
- Термопечать
- Постпечатные
- Для ламинаторов
Матовые фотобумаги Lomond: отзыв фотографа Александры Мановцевой
Матовые фотобумаги Lomond: отзыв фотографа Александры Мановцевой
О важности печати
Сейчас, с развитием цифровой и мобильной фотографии, каждый отдельный снимок перестает быть самодостаточным. Фотографии множатся, функционируют в основном в соцсетях, блогах, интернете. Из-за их количества и вседоступности зритель просматривает их быстро, не сосредотачиваясь на единичном снимке, на просмотр которого уходит секунда, максимум две. Фотографии не «смотрятся», а скорее «пролистываются». Каждый кадр становится «файлом», чем-то сиюминутным и эфемерным. Это относится и к самому процессу съемки. «Решающий момент» остался далеко в прошлом, на замену ему пришло огромное количество дублей, вариантов одного и того же сюжета.
Отбор результатов съемки — это большая работа, на которую обычно просто нет времени. Нет ничего страшнее, чем приглашение посмотреть «фотографии из отпуска» — ты сразу понимаешь, что сейчас на тебя обрушится огромное количество не отобранных, повторяющихся изображений одного и того же сюжета. В этой ситуации печать фотографий возвращает им их индивидуальную ценность. Для фотографа она помогает отсеять ненужное и сосредоточиться на лучших снимках. Многие известные фотографы используют печать не только для выставок и личного портфолио, но также для правильного отбора кадров. Перед выставками, серьезными публикациями, составлением книг по фотографии отбор гораздо удобнее и правильнее делать при помощи небольших отпечатков, когда ты «вживую», не на мониторе, видишь и составляешь серию работ. Таким образом, возможность качественно самостоятельно (не в лаборатории) печатать свои фотографии — это то, что я могу по опыту порекомендовать всем фотографам.
Для теста фотобумаг Lomond мне предоставили принтер Epson L1800. Это отличная возможность сделать высокого качества отпечатки до формата А3 в «домашних условиях».
В этом обзоре я решила попробовать сравнить разные типы матовых бумаг, поскольку в большинстве случаев предпочитаю матовое покрытие глянцевому.
Обычно при печати на матовых бумагах контраст и сочность отпечатка приглушаются. Также возникают проблемы с насыщенным черным цветом. Часто при печати в среднестатистической фотолаборатории можно услышать стандартный совет: «Если хотите звонкий, яркий отпечаток, сочный цвет — печатайте на глянце или полуматовой бумаге». Это не совсем верно. Можно подобрать хорошую матовую бумагу, сохраняющую сочность цвета, контраст и насыщенность черного. Можно, но сложно. Проще смириться с бликами, отпечатками пальцев, которые больше видны на глянцевых бумагах, и печатать на них — так многие обычно и поступают. При печати для моих выставок мне удавалось, путем долгих проб, найти устраивающий меня вариант матовой бумаги. Поэтому я решила проверить, как обстоят дела с этими бумагами у Lomond.
Для теста мы взяли следующие бумаги: Matt, 230 г/м²; Smooth, 256 г/м²; Velour, 290 г/м²; и фактурную Grainy, 290 г/м². Smooth, Velour и Grainy — это бумаги из моей любимой серии Fine art paper. Плюс принтер Epson L1800, заправленный чернилами Lomond.
Сразу хочу сказать, что я — фотограф, поэтому я сосредоточусь на практических аспектах использования фотобумаги, а не на ее технических характеристиках.
Для меня, как для фотографа, часто печатающего для выставок, собственного портфолио, а также фотографии для продажи в галереях, прежде всего важны следующие характеристики бумаги: цветопередача, плотность, контрастность, оттенок, фактура, износоустойчивость, влагостойкость и, конечно, долговечность отпечатка.
Поскольку я давно занимаюсь художественной фотографией, точность в передаче оттенков цвета для меня исключительно важна. При печати своих выставок я «замучила» не одного печатника придирками к цвету и тону отпечатка. В этом смысле возможность печатать в «домашних условиях» идеально подходит для длительной работы с точностью цветопередачи. При печати для этой статьи я использовала встроенный профиль Epson Matt. У Lomond есть профили для всех типов бумаг, но только для Windows; для Mac — пока нет, очень ждем их появления.
У меня iMac Retina 5K, 2015 года, который достаточно верно передает реальный цвет, если говорить о печати фотографий «с нуля». Правильный цвет отпечатка — понятие субъективное. Он должен быть просто таким, каким хочет его видеть автор, должен соответствовать изображению на его откалиброванном мониторе. Я знаю, что многие со мной поспорят в этом пункте, но я пришла к убеждению (после многолетнего опыта печати на принтере), что для лучшей передачи цвета удобнее и точнее вносить исправления в Photoshop, отталкиваясь от тестового отпечатка, чем бесконечно подбирать подходящий профиль.
Классическая матовая бумага Lomond Matt, 230 г/м²
Для теста этой бумаги я подобрала одну из своих последних работ из серии «Цветы».
Поскольку стилистика этого кадра построена на графике, практически «японском минимализме», мне хотелось получить отпечаток, похожий в большей степени на рисунок на бумаге, чем на фотографию, при этом сохранив контраст и насыщенность цвета. Поразительно, но мне удалось сделать хорошего качества отпечаток практически с первых проб.
Мне очень понравилась эта бумага и легкость работы с ней. Белый цвет — идеальный (на глаз), не желтит. Контрастность и цвет в кадре исправлять не потребовалось. И сочность черного цвета — отличная. Обычно это является проблемой при использовании матовой бумаги. Насыщенный, глубокий черный цвет можно получить только на дорогих бумагах очень хорошего качества. Бумага достаточно плотная (230 г/м²), ровная, гладкая — без фактуры. И мне удалось достичь желаемого ощущения «нарисованного изображения» — все, кому я показывала отпечаток, долго присматривались, пытались на ощупь понять, фотография это или рисунок.
Арт-бумага Smooth, 256 г/м², из серии Fine art paper
Для печати на этой бумаге я выбрала две работы также из серии «Цветы», в которых мне важно было получить сочный цвет и глубокий черный, сохранив при этом все нюансы оттенков серого и не потерять деталировку фактуры листьев. В таких минималистичных кадрах важен каждый полутон, это достаточно сложная задача для печати. Что касается сочности цвета — бумага прекрасная. Цвет очень красивый, насыщенный, глубокий, более сочный, чем на бумаге Matt. Малейшие детали прожилок листьев хорошо проработаны. Однако получить правильный оттенок цвета оказалось непросто. Я сделала массу проб, чтобы добиться нужного мне результата (профиля для конкретно этой бумаги у меня не было — возможно, он бы помог). После суток печати мне удалось получить полностью устраивающие меня отпечатки, которые отлично смотрятся.
Вот пример коррекции цвета, которую я применяла:
Smooth — идеально гладкая, с теплым оттенком матовая бумага. Если сравнивать ее с матовой бумагой, о которой я писала выше, то она чуть более бархатистая на ощупь. Существенное различие — в оттенке бумаги. Возможно, при печати кадра, в котором нет белого фона, это было бы заметно меньше, но в моем случае — при сравнении отпечатков из одной серии на белом фоне — разница оттенка очень заметна. Замечательное качество этой бумаги также в том, что она двухсторонняя. При печати на матовой бумаге обычно бывает довольно сложно определить, какой стороной ее нужно вставлять в принтер. В этом случае ошибиться невозможно :) Также удобно делать пробы по цвету — на обратной стороне бумаги, не расходуя лишних листов.
Что касается плотности — 256 г/м², — она меня полностью устраивает: отпечаток абсолютно ровный, гладкий, выглядит очень «презентабельно». Я проверяла и эту, и все остальные бумаги на влагостойкость и прочность — тест пройден на твердую пятерку. Бумага не боится воды, поцарапать ее, повредив рисунок чернил, крайне сложно.
Арт-бумага Velour, 290 г/м², из серии Fine art paper
Из всех тестируемых матовых бумаг без фактуры поверхность этой бумаги Velour понравилась мне больше всего. Она исключительно «приятна на ощупь» и в сочетании с плотностью 290 г/м² отпечаток выглядит очень достойно. Я бы рекомендовала печатать на ней фотографии с большим количеством черного цвета, поскольку именно на этой бумаге он особенно хорош. Цвет сочный, глубокий, при этом «бархатистый». Сложно описать тактильные впечатления от бумаги, тут нужно просто попробовать на ней попечатать.
Что касается количества проб и времени, которое мне понадобилось потратить на достижение нужного оттенка цвета, то тут, как и с бумагой Smooth, пришлось повозиться. Необходимая для печати коррекция была похожа на коррекцию, нужную для Smooth. Однако мне пришлось вносить небольшие изменения в коррекцию цвета для форматов А3 и А4. Полив не существенно, но отличался. Я бы советовала делать в виде пробного отпечатка любое черно-белое изображение. На нем сразу виден циан, который нужно убирать очень аккуратно, чтобы отпечаток не ушел в мадженту. Подобрав таким образом коррекцию по цвету, можно дальше спокойно ей пользоваться. Никаких коррекций по контрасту и яркости вносить не потребовалось.
Если говорить о белизне (на глаз) — бумага чуть более теплая, чем белоснежная Matt, но не такая теплая, как Smooth. Разница с Lomond Matt на глаз практически не заметна, видна только при естественном ярком солнечном освещении.
И наконец, самая любимая из всех бумаг серии Fine art paper — Grainy.
Арт-бумага Grainy, 290 г/м², из серии Fine art paper
Фактуру этой бумаги можно сравнить с фактурой песка. Я не являюсь большим любителем фактурных бумаг, если говорить о печати фотографий. Мне кажется, что действительно хороший снимок не нуждается в излишнем «украшательстве». Однако в фактуру этой бумаги я просто влюбилась. Она не чрезмерна, видна только при близком рассмотрении, очень благородная, не навязчивая, подчеркивает сочность, контраст и фактуру снимка. Поэтому для печати на Grainy я выбрала два кадра (этот и заглавный), в которых передача фактуры самих объектов очень важна.
Лучшим комплиментом Grainy стала реакция людей, которым я показывала отпечаток. Все без исключения начинали его рассматривать внимательно, приглядываться к фактуре, все спрашивали, что это за замечательная бумага и что за печать. А «зрители» были опытные в отношении печати — художники, искусствоведы, фотографы, архитекторы.
Очень порадовало, что, как и в случае с бумагой Matt, вносить коррекцию было не нужно. Со второй пробы я получила нужный мне оттенок цвета, сочность, яркость, контраст. Бумага плотная, очень прочная, чтобы ее поцарапать или как-то повредить, нужно приложить немало усилий. Что касается белизны — она теплее Lomond Matt, но не такая теплая, как Smooth. Я бы рекомендовала использовать эту бумагу для снимков, в которых важна фактура, присутствующая в кадре, для контрастных фотографий с насыщенным цветом. Такой отпечаток очень не хочется оформлять в раму со стеклом. Жалко терять его фактуру. То же можно сказать и об остальных матовых бумагах, которые я тестировала.
Про сохранность отпечатков
Это исключительно важный момент, который сложно протестировать.
Сохранность отпечатков зависит от типа используемых чернил (водорастворимых или пигментных на водной основе), а также условий, в которых хранится/эксплуатируется напечатанное изображение. Предоставленный мне для этого теста принтер серии L печатает водорастворимыми чернилами, дающими лучшее качество цветопередачи и более широкий цветовой охват, но меньшую (по сравнению с пигментными чернилами) устойчивость к воздействиям окружающей среды — в первую очередь, света и активного кислорода в воздухе.
В случае двух отпечатков, сделанных чуть менее года назад, я обнаружила, что цвет существенно изменился. Первый отпечаток был сделан на атласной бумаге формата А4 Satin Warm (270 г/м²) из серии Premium Photo Paper. Он в течение полугода находился хотя и в рамке со стеклом, но на свету и приобрел заметный пурпурный оттенок. Второй отпечаток был сделан на бумаге формата А4 Velour Natural White DS. Он в течение полугода находился в рамке без стекла и приобрел голубоватый оттенок.
Все остальные отпечатки, также сделанные год назад, но хранившиеся в папках или висевшие на стене, где на них падало меньше света, — в абсолютной сохранности.
Заключение
Подводя итог, хочу сказать, что в очередной раз было очень приятно работать с бумагами Lomond. Все матовые бумаги могу смело рекомендовать к использованию. У каждой своя специфика, о которой я написала, и это, конечно, нужно учитывать при выборе. Все бумаги исключительно прочные, влагостойкие. Замечательно, что в каждой серии есть бумаги от 230 г/м² и выше. Отпечатки идеально ровные, без стекла выглядят прекрасно.
Я много печатала на премиальных бумагах других производителей и должна сказать, что в случае Lomond соотношение цены и качества действительно поражает. Мне удалось добиться лучшего качества печати на Lomond, чем на существенно более дорогих американских и немецких бумагах.