Каталог товаров

ЦВЕТОПРОБА: Возвращаем ДОВЕРИЕ, СНИМАЕМ ПРОБЛЕМЫ ВОСПРИЯТИЯ

Издание: 
www.kursiv.ru
2018

Примерно полтора года назад мы поднимали тему использования цветопроб в российских типографиях и пришли к выводу, что они постепенно выходят из употребления по нескольким причинам. Во-первых, сам процесс их изготовления является весьма затратным, поскольку и качественные чернила для струйной цифровой печати, и бумаги, на которых можно делать цветопробные оттиски, весьма дороги. Во-вторых, получить качественную цветопробу в имеющихся условиях сложно или невозможно в силу отличия самой природы тиражных мелованных бумаг от имеющихся на рынке бумаг для струйной печати. Одной из причин стало наличие в составе современных мелованных бумаг оптических отбеливателей, которых в материалах для струйной печати обнаружено не было.

Было и немало других причин, подорвавших доверие к цветопробе как одной из основ качественного взаимоотношения типографии и заказчика: издатели или дизайн-бюро изготавливали «цветопробу» (специально взято в кавычки) на первом попавшемся цветном принтере и несли ее в типографию как образец того, что должно получиться в итоге. При этом печатали эту «цветопробу» как есть, то есть без специальной настройки на офсетный процесс типографии. Считалось, что любой струйный принтер может отпечатать красивую цветную картинку (а они это реально могут), и типография должна так же отпечатать и тираж. В результате эти самые «цветопробы» стали яблоком раздора между типографией и заказчиком, что в какой-то момент привело к снижению интереса к самим цветопробам и устройствам для их изготовления. Типографии перестали принимать в качестве «пробы» что-то отпечатанное на стороне, поскольку это мало соответствовало тому, что можно отпечатать в типографии.

Ситуация несколько улучшилась, когда наиболее продвинутые заказчики стали использовать профилирование и настройку струйных печатных устройств в попытке сымитировать офсетную печать. Более того, наличие на рынке относительно недорогих профессиональных струйных печатных устройств, в первую очередь от компании Epson, привело к тому, что они появились во многих типографиях, и на них предполагалось делать пробы, приближенные к печати в данной типографии.

Еще больше ситуация упростилась, когда и сами цветопробы, и типографии пришли к понятию «стандартизация печати». Сей- час уже немало предприятий, которые прошли сертификацию по стандарту офсетной печати ISO 12647-2. Под этот же стандарт может быть настроено и цветопробное печатное устройство. Для этого существовали специальные цветовые профили (например, Fogra 27 или более современная Fogra 39), которыми можно было пользоваться и при печати цветопробы, и при подготовке изданий к печати. Но тем не менее полностью проблемы разного восприятия цветопробы и оттиска решены не были.

Главная проблема состояла в том, что изготовить цветопробу на тиражной бумаге струйные цветопробные устройства не могут: нужно использовать специальную бумагу, подготовленную для этого вида печати. Только на ней устройство может обеспечить нужной ширины цветовой охват, нужного размера каплю чернил и т.д. Попытки использовать бумагу, предназначенную для офсетной печати, давали абсолютно неприемлемый результат. Хорошо печатать струйное устройство может только на бумаге, специально предназначенной для струйной печати. На бумаге для офсетной печати оно печатать не может. Поэтому стоит задача сымитировать на бумаге для струйной печати офсетную печать. Но зачастую все попытки настройки цветопробного устройства на совпадение с офсетом, выполняемые с применением самых современных измерительных приборов, все равно хороших результатов не давали. Причины этого отчасти кроются в психофизиологическом восприятии цвета человеком (с этим ничего сделать нельзя — такова природа), отчасти в несовершенстве методик и используемых материалов. Проблемы, возникающие при визуальной оценке изображений разными людьми, никуда не исчезают. Вообще говоря, договориться между собой заказчик и типография могут не всегда. «Я так вижу» — аргумент не только из области современного искусства, но и, увы, полиграфии.

Но процесс совершенствования технологий изготовления цветопробы продолжается. Не так давно была решена одна из сложных задач — имитация на цветопробе работы оптических отбеливателей в бумаге. До недавнего времени в полиграфии воспринимали бумагу как белую отражающую поверхность, иногда обладающую тем или иным оттенком. Исходя из этого и про- водилась коррекция изображения под бумагу. Показатель белизны бумаги (или яркость в терминах ISO) измеряется от 0 до 1 (или от 0 до 100%). А может ли быть бумага «белее белого»? С точки зрения здравого смысла, конечно, нет…

Однако уже довольно давно, более 15 лет назад, стали появляться бумаги с белизной более 100%! Что же получается? Бума- га отражает света больше, чем на нее упало? Так быть не может! Но, стремясь сделать бумагу более привлекательной для заказчика и, следовательно, более востребованной, производители начали идти на различные уловки. Сначала делать меловальную пасту не белую, а с легким голубым или синим оттенком (добавляли синьку, как при стирке белья лет так 40 назад). Бумага получалась визуально белее, хотя на самом деле просто получала цветовой тон. Человеческий глаз — не самый совершенный инструмент, и его таким образом легко обмануть. Приборный метод измерения подтверждал, что такая бумага обладает меньшей белизной, чем бумага без цветовых добавок. Поэтому зачастую дорогая «очень белая» мелованная бумага «по приборам» оказывалась менее белой, чем обычная офсетка из отбеленной химическим способом целлюлозы.

Но прогресс на месте не стоял, и в меловальную пасту производители бумаг стали добавлять специальные химические вещества, называемые оптическими отбеливателями. Суть разработки состоит в том, что вещество, поглощая визуально невидимое ультрафиолетовое излучение, испускает свет в видимой области, преимущественно сине-голубой. Получается, что бумага теперь не просто отражает свет, она его излучает! Отсюда и «чудеса» с яркостью и белизной более 100%. На самом деле, никаких чудес нет, просто вычисляя яркость бумаги, считают разницу между упавшим на бумагу излучением и отраженным от нее. При этом упавшее на бумагу излучение считают только в видимой области, а когда из- меряют отраженное, учитывают и то, что отразилось из видимого, и то, что добавилось при преобразовании ультрафиолетового в видимое. Такое вот несовершенство измерительных методик…

Применительно к цветопробе все это означает следующее. Бумага для тиражной печати теперь часто содержит оптические отбеливатели, в то время как бумага для струйной печати, на которой, собственно, и производится имитация печатного процесса, таких отбеливателей обычно не содержит. Более того, она содержит еще ряд покрытий, которые способствуют высокому качеству струйной печати, но не способствуют активному отражению света от ее поверхности. Поэтому визуально, как ни старайся, получить на бумаге для струйной пробы оттиски, аналогичные офсету на бумаге с отбеливателем (а таких бумаг теперь большинство), практически никогда не получалось.

Поэтому несколько лет назад лаборатория Fogra озаботилась вопросом оценки бумаги вообще и цветопробной бумаги в частности. По сути, понадобилось разработать новый стандарт измерения. Подробно мы о нем уже писали в одной из статей про цветопробные бумаги пару лет назад. Но основное стоит напомнить.

■ Изменился нормированный источник света в измерительном приборе. Ранее в полиграфии одним из наиболее важных нормированных источников света был источник D50. Но главным его недостатком было отсутствие излучения в УФ-диапазоне. Теперь эту проблему разработчики устранили. Для измерений теперь рекомендуется использовать приборы с новым источником света, который получил название M1. Подробно он описан в стандарте ISO 13655:2009 (M1 and M2), суть в том, что к типовому источнику D50 добавлено еще и излучение в УФ-диапазоне.

■ Новый нормированный источник света в просмотровых устройствах. Отсутствие излучения в УФ-диапазоне приводило к тому, что под стандартным источником света В50 цветопроба и оттиски с печатной машины выглядели одинаково, но стоило вы- нести отттиски на мелованной бумаге под любой другой источник света: как естественный, так и искусственный, — тут же появлялись существенные отличия из-за того, что оптический отбеливатель бумаги, получив некоторую дозу УФ-излучения, сильно менял показатели отражения от бумаги и, как следствие, результаты цветовоспроизведения.

■ Новая методика оценки бумаги. Вводится новое количественное измерение, получившее название ∂B (описано в стандарте ISO 2470-2), — бумаги теперь необходимо оценивать по наличию в них оптического отбеливателя. Бумага теперь измеряется два раза: один раз с помощью источника D50, второй раз с помощью источника света M1. В зависимости от разницы показаний бумаге присваивается тот или иной тип:

∂B < 1 — бумага считается «не содержащей оптических отбеливателей» (получает признак no OBA);

∂B < 4 — бумага «слабоотбеленная» (признак faint, слабый);

∂B < 8 — «малоотбеленная» (при- знак low, малый);

∂B < 14 — «среднеотбеленная», (признак moderate, умеренный);

∂B > 14 — «сильноотбеленная» (при- знак high, высокий).

Работы над новыми решениями в области измерений и изготовления цветопробных оттисков начались примерно 4–5 лет назад. Одной из задач стало создание бумаги для струйной печати, содержащей в себе оптические отбеливатели, поведение которых под новыми источниками света совпадало с поведением тиражной бумаги. Но производители бумаг для струйной печати не очень активно их внедряли в производство, поскольку рынок цветопробной печати им кажется не самым перспективным. Тем не менее, теперь ряд компаний, выпускающих бумагу для цветопробного применения (Proofing Paper), такие бумаги в своем ассортименте имеют. Причем теперь у них них появился до- полнительный параметр — значение ∂B, или количество оптических отбеливателей, входящих в ее состав.

Все это усложнило процесс производства цветопробных оттисков, особенно за пределами типографий. Прежде чем сделать цветопробу, теперь необходимо иметь информацию о том, на какой бумаге будет печататься тираж и какой у нее показатель ∂B. Только после этого можно делать цветопробу, причем с использованием той цветопробной бумаги, показатель ∂B которой близок к исходному. В настоящее время у всех ведущих производителей бумаги есть параметр, указывающий на наличие в ее составе оптического отбеливателя. И для изготовления цветопробных оттисков нужно использовать соотвествующую пробную бумагу. Вопрос: где ее взять? Бумагу для струйной цветопробы в нашей стране активно не продают. Как правило, есть специальная «цветопробная бумага» от производителя печатающего устройства (например, Epson Proofing Paper). Но далеко не все компании, которые продают бумагу для струйной печати, могут достоверно сказать, какая величина ∂B у той или иной бумаги. И здесь важно не вносить путаницу. Бумага для струйной печати (даже самая высококачественная) не является бумагой для цветопробы, поскольку не имеет нормированного показателя ∂B. А продается у нас в стране в основном бумага для струйной художественной печати, а не для изготовления цветопробы.

Ситуацию решили исправить в компании Lomond. Здесь провели масштабное изучение мирового рынка струйных бумаг и сформировали комплекты, которые нужно использовать в производстве цветопроб. Было проведено серьезное лабораторное измерение целого ряда марок от ведущих производителей бумаги для струйной печати с целью выбрать и утвердить базовые бумаги по следующим показателям:

■ Бумага для изготовления цветопробных оттисков продукции, печать которой предполагается на офсетной или на мелованных бумагах без оптических отбеливателей. Соответственно, она должна быть нейтрально белой (показатели цветовых оттенков в норме для нейтрально белой бумаги), а ∂B < 3 (неотбеленная или слабоотбеленная бумага).

■ Бумага для изготовления цветопробных оттисков продукции, печать которой предполагается на так называемой легкомелованной бумаге (LWC). Вариации цветового тона у такой бумаги могут быть шире, чем у нейтрально белой, а вот показатель оптического отбеливания должен быть средним — ∂B < 7.

■ Бумаги для цветопробы высококачественных видов продукции. Цветовой оттенок должен быть минимальным, а показатель оптического отбеливания должен быть ∂B 10–12. На этой бумаге следует делать цветопробы для изданий, которые предполагается печатать на современных высококачественных мелованных бумагах.

Помимо этого, из ассортимента бумаг, которые есть в арсенале компании Lomond, выбрана та, которая по своим параметрам совпадает со значениями популярной на рынке цветопробной бумаги известного производителя. Это даст возможность компаниям, кто уже сейчас успешно изготавливает цветопробы для себя или для клиента, безболезненно перейти на продукцию Lomond, при этом существенно снизив себестоимость производства цветопробных оттисков. Все эти материалы вскоре поступят в свободную продажу под торговой маркой Lomond Proofing Paper c указанием всех необходимых параметров, включая ∂B. Изготовление цветопробных оттисков должно стать проще, дешевле и самое главное — надежнее и точнее.

НОВОСТИ

27.03.24

Белый матовый самоклеящийся винил LOMOND на бумажной подложке подходит для изготовления этикеток,

15.03.24
Мероприятие прошло 14 марта в Санкт-Петербурге.
 
16.02.24

LOMOND с 1 марта поднимает на 8% отпускную цену на рулоны для инженерных работ линеек «Стандарт»

14.02.24

LOMOND расширил линейку форматных бумаг для струйной печати пятью новыми артикулами матовой

 

              

ПОДПИСКА

Подпишитесь на ежемесячную рассылку!